http://www.gosrf.ru/news/21986/, 08/02/16
Патриотизм – это гордость не за силу твоей страны как таковую, а за справедливые дела, которые с опорой на силу делает твоя страна, считает Михаил Демурин.
Разбирать недружественные выпады мы не будем, хотя, например, известную фразу вышеназванного английского мыслителя «Patriotism is the last refuge of a scoundrel» я бы, следуя правилам перевода, перевел бы на русский не «Патриотизм – последнее прибежище негодяя», а «Последнее прибежище негодяя – патриотизм». Согласитесь, разница есть, и немалая. Но дело даже не в теории перевода, а в британской политической практике, которая строится именно по этому принципу (пусть ты и негодяй, но прояви любовь к родине — и что-то тебе «спишется»), а не по условному «джонсоновскому» образцу, обеспечивая силу державы уже многие века. Здесь, видимо, как и всё у англичан: внутри страны – один подход, вовне – другой.
Предлагаю порассуждать о другом: о недосказанности положительного свойства.
В чувстве патриотизма присутствуют различные составляющие, всех не перечислишь, поэтому выделим лишь главные его векторы. Это любовь к своей стране. Это уважение, а в определённых обстоятельствах и любовь, к своему государству. Это любовь к своему народу. Любовь в данном случае мы понимаем не просто как «восторг чувств», а как желание и готовность приносить объекту любви конкретное благо.
Вспоминая нашу историю, мы неизбежно констатируем, что на различных её этапах эти три вектора проявляют себя и взаимодействуют по-разному. Русские солдаты Первой мировой войны, покидая фронт, выражали тем самым вовсе не отсутствие любви к своей родине или к своему народу, но лишь враждебность к никчёмному временному правительству, которое они не считали своим, и от которого ничего хорошего для себя не ждали.
С другой стороны, в годы Гражданской войны многие из тех, кто сражался на стороне красных, умирали не за страну или за народ, тем более что последний был разделён, а именно за своё государство, за свою власть.
То же самое можно сказать и о годах Великой Отечественной войны, но при важном дополнении: тогда в полной мере работали все три составляющих патриотизма.
К 1991 году эта триада вновь распалась с известными последствиями. И вот теперь мы опять собираем их в единое целое. Давайте же делать это с опорой на мудрость наших великих предков, особенно тех, кто вынес свои мысли из горнила переломных лет российской истории.
Вот, на мой взгляд, более чем актуальные в контексте нашего рассуждения слова. 1918 год, Е. Н. Трубецкой, книга «Смысл жизни»: «Особенность русского патриотизма заключается в том, что он никогда не воодушевляется идеей родины как такой, служением русскому как такому. Чтобы отдаться (выделено Е. Н. Трубецким) чувству любви к родине, нам нужно знать, чему она служит, какое дело она делает. И нам нужно верить в святость этого дела, нам нужно сознавать его правоту. Нам нужна цель, которая бы поднимала наше народное дело над национальным эгоизмом».
И это действительно так. Патриоту России не всё равно, бросает, например, его государство своих соотечественников на произвол судьбы за пределами новых и чуждых им границ, как это было в начале 1990-х, или начинает ставить вопрос об их правах хотя бы политически. И тем более, если оно демонстрирует готовность обеспечивать эти права физической защитой, как в 2008 году в Южной Осетии и в 2014 году в Крыму.
Нам не всё равно, отдает наше правительство дружественные России страны, народы и лидеров на растерзание Западу, или защищает их. Всё это – субстанция для взращивания или подавления патриотического чувства. Точно так же нам не всё равно, как в условиях кризиса наше правительство относится к народному большинству, на чьи плечи в основном возлагает его бремя.
То дело, которое наша страна сегодня делает на международной арене, нам в главном понятно. Противостоять глобализму; бороться с моралью «исключительности» одних и ущербностью других; защищать суверенитет и независимость как принципы мировой политики и как подвергающуюся целенаправленному разрушению конкретику современной жизни стран и народов; помогать сохранять историческую память, национальное самосознание и традиционную культуру; отстаивать в мировых делах принцип равноправия. Одним словом, отстаивать справедливость, – всё это суть дело правое, всему этому стоит служить. И всё это достойным образом выражает обращённую к миру сторону нашей национальной идеи.
Пытаюсь с близкой долей конкретики сформулировать наше внутреннее общенациональное дело, которое поднимало бы нас всех вместе и каждого в отдельности не только над национальным, но и над социальным эгоизмом, пытаюсь увязать его с внешними задачами, — и упираюсь в нестыковки или, как минимум, вопросы.
Хотим ли все мы, чтобы Россия становилась сильнее? Конечно, хотим. Но история последних лет не подтверждает тезис о том, что «если так будет, каждый гражданин будет жить лучше». И проблема в данном случае далеко не только во внешнем давлении на Россию или в мировом кризисе. Два-три года тому назад страна становилась сильнее, но одни наши соотечественники становились богаче, а другие – беднее. И сейчас происходит так же. У одних доступ к высшему образованию расширяется, у других сокращается. Одни могут себе позволить сходить в театр, а другим это за последние годы стало не по карману. И на этом перечень «расхождений», к сожалению, не заканчивается. Бремя кризиса, как и бремя внешнего давления, как и многое другое всё ещё распределяется в нашей стране далёким от справедливости образом.
Надеюсь, что не даю оснований быть понятым в том смысле, что задача усиления страны нам мешает. Не мешает, а помогает. В том числе и в деле формирования патриотического чувства.
Но не как чувства гордости за силу как таковую или за силу, открывающую путь к благосостоянию, а как чувства гордости за те справедливые дела, которые с опорой на силу можно и нужно сделать и в международных делах, и внутри страны. И, самое главное, — дела, которые твоя страна, твой народ, твоё правительство действительно делают!
Без этой важнейшей составляющей нашей национальной идеи – справедливости – патриотизм не укрепить. Более того, он неизбежно даст сбой, как это, к сожалению, уже не раз происходило в истории нашей страны.
© Михаил Демурин, для МИА «Россия сегодня»
Справка:
ДЕМУРИН Михаил Васильевич, политический аналитик, публицист, общественный деятель; родился 20 ноября 1957 года. В 1979 г. окончил переводческий факультет Московского государственного педагогического института иностранных языков (МГПИИЯ) имени Мориса Тореза, в 1997 г. — Высшие дипломатические курсы повышения квалификации Дипломатической академии МИД России; в 1979-1982 годах работал в редакции политического еженедельника «Новое время»; в 1982 г. поступил на дипломатическую службу; до 1993 г. занимался вопросами отношений со странами Африки; дважды, в 1982-1986 и в 1989-1992 годах работал в Посольстве СССР, Российской Федерации в Мозамбике; в 1993 г. перешел на работу в Департамент информации и печати МИД России, с февраля 1995 г. — 1-й заместитель директора департамента, заместитель официального представителя МИД России; 1997-2000 — советник-посланник Посольства России в Латвии; с апреля 2000 г. по март 2005 г. — заместитель директора Второго Европейского департамента МИД России, курировал отношения с Латвией, Литвой и Эстонией. 5 марта 2005 г. ушел с государственной службы в знак несогласия с непоследовательностью политики России в отношении стран Прибалтики. С мая 2005 г. по июнь 2007 г. — член Политического совета, руководитель Международного управления Исполнительного комитета партии «Родина», затем — член Центрального совета, руководитель Международного управления аппарата Президиума партии «Справедливая Россия: Родина. Пенсионеры. Жизнь». Представлял партию «Справедливая Россия» в Межпартийном совещании по внешней политике. В июле 2007 г. вышел из этой партии. В 2006 — 2007 годах являлся заместителем председателя РОО «Клуб «Реалисты»; в 2006 — 2011 годах входил в Попечительский и Экспертный советы Фонда исторической перспективы. В 2009 — 2012 годах — работал директором по программам Института динамического консерватизма. С 2012 года — публицист, сельский житель. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника 2-го класса, присвоенный ему в 1996 году. Награжден благодарностью Президента России «за заслуги в реализации внешнеполитического курса РФ» (2004 год), медалью «В память 850-летия Москвы», Почетной грамотой МИД России; имеет награды Русской Православной Церкви: орден преподобного Сергия Радонежского (3-й степени) и медаль преподобного Сергия Радонежского (1-й степени). Основные сферы интересов: проблематика международных отношений и внешней политики России под углом зрения национального самоопределения, русская история, историософия и культурология, общественно-политическое развитие пространства бывшей Российской Империи и СССР, история, современная внутренняя и внешняя политика стран Прибалтики.