Архив рубрики: Философия ветеранского движения

Философия ветеранского движения (Назначение, цели, задачи, принципы и методы осуществления)

Идеология российского патриотизма

http://nvo.ng.ru/realty/2016-11-11/13_925_patriotism.htmlВалерий Астанин

Об авторе: Валерий Иванович Астанин – генерал-лейтенант в отставке.

У молодежи следует воспитывать осознанное стремление к созиданию и защите своего Отечества

Учиться военному делу можно и с юных лет. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

На одной из встреч с молодежью России еще в сентябре 2012 года президент Российской Федерации Владимир Путин отмечал, что от того, как мы воспитаем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке.

В дальнейшем руководством страны была поставлена задача на качественно новом уровне организовать работу по патриотическому и военно-патриотическому воспитанию, оздоровлению молодежи, развитию среди них военно-прикладных видов спорта и физической культуры в целом, опираясь на все лучшее, что было в прежней системе.

С ПРИЦЕЛОМ НА БУДУЩЕЕ

Патриотическое воспитание молодого поколения – это долгосрочная программа. Государству необходимо вкладывать в нее деньги, поскольку это одна из основных задач любой страны, которая хочет воспитать новое поколение, способное выполнить и отстоять все ведущие направления своего развития в будущем.

Патриотизм без определенной идеологии и постоянной информационной поддержки государства невозможен – ведь патриотами не рождаются.

Идеология современного российского патриотизма должна базироваться на воспитании у молодежи осознанного стремления к созиданию и защите своего Отечества. При этом основной акцент необходимо делать на уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Воспитывать у молодого поколения чувство любви к своей Родине, как к своей матери.

Мать может быть не всегда права, бывает излишне строга, но она мать. И любим ее мы не за что- то, а потому что… потому что она наша мать.

ПАТРИОТИЗМ – ДЕЛО ОБЩЕЕ

Всем институтам власти необходимо участвовать в укреплении традиционных ценностей.

В настоящее время в средних учебных заведениях создано «Российское движение школьников», главной задачей которого является воспитание подростков и формирование личности на основе нашей собственной системы ценностей. С учетом опыта молодежных и детских организаций, которые были в истории нашей страны, – это движение может играть очень важную роль в нынешней системе образования, в первую очередь в воспитании и социализации учащихся.

Именно активная и целенаправленная работа в этом направлении приведет к тому, что молодежь осознанно будет ценить то место, где они родились и выросли, появится чувство ответственности за свою страну и ее будущее – это и можно с уверенностью называть настоящим патриотизмом.

Сегодня большинство молодых россиян считают себя патриотами, однако часто этот патриотизм носит характер некой бравады, поскольку, называя себя патриотами России, они практически не знают истории собственной страны. При этом некоторые из них не хотят выполнять свои конституционные обязанности, высокой остается подростковая преступность и наркомания. Такие проблемы имеются во всех регионах нашей страны, особенно это касается наиболее крупных городов. Чувство, называемое настоящим патриотизмом, живет внутри человека. И в ответственные моменты оно вдруг прорывается наружу. Сегодня всякие пышные мероприятия, излишнюю их заорганизованность, много раз не к месту повторяемые фразы о патриотизме некоторая часть молодежи воспринимает с долей ироничности. Ведь когда мы начинаем говорить о чем-то беспрестанно, то обесцениваем само понятие патриотизма.

Настоящий патриотизм воспитывается на уроках литературы, истории, географии. Без громких слов и программ.

Сама история российской многонациональной государственности свидетельствует о том, что настоящий патриотизм не имеет ничего общего с идеями расовой, национальной и религиозной исключительности. Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности. Здесь огромная роль принадлежит, конечно, семье и всему обществу. И конечно, образовательной, культурной политике самого государства.

В ДЕЛО ВСТУПАЕТ «ЮНАРМИЯ»

Сегодня необходим научный поиск и обоснование новых форм и методов воспитания у современной молодежи высоких нравственных начал, являющихся источником формирования личности.

Дополнительным импульсом в этой работе стало созданное по инициативе Министерства обороны Российской Федерации и при поддержке президента страны всероссийское военно-патриотическое движение «ЮНАРМИЯ». За короткое время своего существования оно охватило практически все уголки нашей страны, имея свои структурные подразделения в 84 регионах. Вступить в движение может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд. Участие в нем является добровольным.

Среди основных задач, стоящих перед «ЮНАРМИЕЙ», такие как:

– воспитание у молодежи чувства патриотизма;

– воспитание приверженности идеям интернационализма, дружбы и войскового товарищества, противодействия идеологии экстремизма;

– воспитание у юных граждан уважения к Вооруженным силам Российской Федерации, формирование положительной мотивации к прохождению военной службы и всесторонней подготовке юношей к выполнению воинского долга;

– изучение истории нашей страны и военно-исторического наследия Отечества;

– пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки и выносливости.

Для организации взаимодействия с юнармейским движением в военных комиссариатах введены соответствующие должности.

Представителей всероссийского военно-патриотического движения «ЮНАРМИЯ» планируется привлекать для участия в подготовке граждан Российской Федерации к военной службе в форме военно-патриотического воспитания в ходе проведения молодежно-патриотической акции «День призывника», торжественных мероприятий, связанных с отправкой молодого пополнения в войска.

Школа, учебные заведения всех уровней должны по-настоящему стать центрами патриотического воспитания молодежи, а не учреждениями по оказанию услуг. Однако для этого, наверное, необходимо пересмотреть некоторые школьные программы по гуманитарным дисциплинам. Ведь по-прежнему еще издается огромное количество учебной литературы, в которой история России часто освещается в искаженном виде, а отдельные исторические события просто грубо фальсифицируются. При этом социальные, политические, правовые и духовно-нравственные представления, воспитание общественного сознания молодежи, а также их психологическое, духовное воспитание пока оказались на втором плане.

На примере ближайшего соседа – Украины мы видим, как за короткое время там благодаря введению в школы «новых» учебников истории и литературы трансформировались идеалы в воспитании молодого поколения, практически опустившись до признания нацистской идеологии.

Слушая доморощенных «либерал-оракулов», утверждающих, что в США нет никакой идеологии, просто удивляешься: это примитивизм их мышления или активная пропаганда американского образа жизни в нашей стране? Уже большинству нашего населения, особенно в последнее время, стало понятно, что США – это страна с сильным гегемонистско-идеологическим мышлением, которое культивируется у себя в стране, а затем и по всему миру всеми доступными сегодня средствами. Основным идеологическим лозунгом этой пропагандистской лавы является утверждение о том, что Америка – самая-самая демократичная страна, самая-самая сильная в военном и экономическом отношении и в ней лучшее государственное устройство в мире. Именно поэтому все остальные страны должны у нее учиться и подражать ей. Образно говоря: Америка превыше всего. Правда, страна, ранее исповедовавшая такой лозунг, плохо кончила в мае 1945 года.

О НЕДОСТАТКАХ

Вместе с тем наряду с положительной тенденцией значительного улучшения работы с молодежью в настоящее время имеются проблемы, на решение которых необходимо обратить самое серьезное внимание.

В условиях информационного противоборства и пропагандистских атак наших «либерал-доброжелателей» по негативному освещению патриотической и военно-патриотической тематики в отношении молодого поколения в нашей стране назрела необходимость принятия новых форм конкурентной борьбы с ними, особенно в социальных сетях.

Сегодня важным фактором в воспитании молодежи является Интернет. Раньше, когда его не было, воспитанием человека от его рождения занимались семья, школа, средства массовой информации, которые системно закладывали в сознание те нравственные и моральные ценности, которые имели приоритет в обществе. Не оспаривая необходимости Интернета сегодня, приходится констатировать, что его полная неподконтрольность со стороны государства и общества в части идеологии оказывает разрушительное влияние на процесс воспитания и отрицательное воздействие на состояние нравственных и моральных устоев в молодежной среде.

На различных сайтах в Интернете до сих пор появляются своеобразные информационные коктейли, состоящие из искаженных и непроверенных фактов, а также откровенной лжи по вопросам военного строительства государства.

Именно поэтому нам необходимо постоянно находиться в готовности к обязательным разъяснениям реальной позиции Минобороны по разным публикациям, регулярно размещать на различных сайтах, наиболее посещаемых молодежью, информационные материалы, способствующие повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву и контракту.

Необходимо постоянно размещать в социальных сетях фото- и видеоматериалы, освещающие работу различных патриотических общественных объединений, особенно таких, как «ЮНАРМИЯ» и кадетское движение.

Активное привлечение интернет-ресурса сегодня может быть использовано с наибольшей пользой для создания устойчивого положительного имиджа Вооруженных сил Российской Федерации, станет реальным проводником идей строительства современной армии среди населения страны, особенно среди молодежи, доводя до них информацию из первоисточников через социальные сети.

Ветеранское движение объединяет страну

Российской армии может быть полезно внедрение системы наставничества

http://nvo.ng.ru/realty/2016-06-03/7_veteran.html, Валерий Астанин

Об авторе: Валерий Иванович Астанин – генерал-лейтенант в отставке.

Сегодня ветеранское движение является активной общественной силой, способной существенно влиять на консолидацию и стабильность российского общества, развитие внутриполитических процессов. Это один из факторов, объединяющих нашу страну.Основная цель ветеранского движения – усиление военно-патриотической работы среди молодежи, взаимодействие со СМИ в области пропаганды службы в армии, передача опыта молодым военнослужащим, поддержка связей с международными организациями и, конечно же, забота о ветеранах Вооруженных сил, обеспечение их достойного положения в обществе.В условиях, когда государство стало уделять больше внимания ветеранам, роль ветеранских организаций многократно возросла. Правильно организованное ветеранское движение, без сомнения, послужит росту авторитета ВС РФ и их единению с народом, а рациональное использование интеллектуального и профессионального потенциала ветеранов в запасе и отставке в интересах войск позволит ускорить процесс формирования и развития профессиональных знаний, умений и навыков молодых военнослужащих. Особенно проходящих военную службу по призыву.

НАСТАВНИЧЕСТВО – ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИИ

Одной из форм влияния ветеранского движения на воспитательные процессы в Вооруженных силах может стать наставничество, как одна из форм оптимальной адаптации и профессиональной подготовки военнослужащих, начинающих военную службу в воинских частях.

Такая форма воспитания и профессионального обучения широко применялась еще в старой русской армии, когда немало послуживший и повидавший на своем веку ветеран передавал свои знания молодому воину. Эта традиция в полной мере положительно сказывалась на взаимоотношении военнослужащих внутри армейских коллективов Русской императорской армии, являясь основополагающим показателем их сплоченности как в мирное время, так и на войне. А традиции в Российской империи воспринимались как некие неписаные законы, призванные восполнить пробелы в отечественном военном законодательстве. И сегодня трудно переоценить влияние многовековых традиций на нравственную атмосферу воинских коллективов, потому что именно они устанавливают незримую связь поколений российского воинства.

В современных условиях наставничество играет важную роль, особенно в период сокращения сроков службы военнослужащих по призыву и реформирования ВС РФ.

Большое внимание в системной работе наставничества должно быть уделено военнослужащим, впервые принятым на контрактную службу на должности рядового, сержантского и младшего офицерского состава, а также молодых офицеров, выпускников вузов, прибывших в часть для прохождения службы.

Конечно же, наставничеством обязательно будут охвачены военнослужащие, назначенные на вышестоящие должности или перемещенные на должности по новой специальности, если исполнение служебных обязанностей требует дополнительных знаний и практических навыков. Это касается и лиц, прибывших на воинские должности, связанные с обучением военнослужащих в вузах, на курсах переподготовки, полигонах и стажировках.

Самое серьезное внимание должно уделяться работе с военнослужащими, прибывшими в районы боевых действий, миротворческих и контртеррористических операций или в районы, где выполнение служебных обязанностей связано с возможными боевыми потерями.

В связи с тем, что главным действующим лицом данной системы является наставник, то и требования к его назначению должны быть повышенными. Ведь от его педагогических способностей, форм и методов работы будет зависеть не только успешность прохождения воинской службы молодыми военнослужащими, их карьерный рост, но в ряде случаев и сама жизнь.

Безусловно, наставник должен назначаться из лиц, занимающих воинские должности на одну-две ступени выше военнослужащего, а также из числа ветеранского состава ВС РФ и быть отлично профессионально подготовленным; обладать достаточным служебным и жизненным опытом, а также способностью и готовностью делиться им; пользоваться уважением в коллективе и хотеть обучать других; обладать такими личными качествами, как терпимость, спокойствие, тактичность, организованность и коммуникабельность. Именно такое сочетание личностных качеств наставника может обеспечить более результативное взаимодействие и эффективную передачу знаний и опыта.

ГЛАВНОЕ – ОСУЩЕСТВИТЬ ЗАДУМАННОЕ

Конечно, сразу подобрать необходимое количество наставников, соответствующих вышеуказанным критериям, будет нелегко, но при хорошо поставленной работе командиров соединений и воинских частей это возможно, особенно при проведении обучения самих наставников основам педагогики и психологии, формам и методам воспитательной работы, с учетом их подготовки и образовательного уровня. При этом оказывая им постоянную методическую помощь.

Однако успешность системной работы по внедрению наставничества в жизнь войск требует хорошо продуманных организационно-штатных мероприятий, а также определенных мер ее стимулирования в виде различных мер поощрения, в том числе и материального. Конечно, чтобы система заработала четко и эффективно, необходимо еще многое сделать. Дело это очень нужное. Ведь возрождение традиций – это нить между поколениями, связывающая нас с историей Российского государства и ее армией.

Вместе с тем для штабов видов Вооруженных сил, Генерального штаба высшей формой наставничества является сохранение в них атмосферы преемственности поколений, поскольку именно сохранение традиций в этих воинских коллективах и является одной из форм роста в профессиональном становлении офицеров стратегического уровня. Положительным результатом перехода офицеров с кругозором тактического звена к стратегическому можно считать успешным только после освоения ими всех материалов, накопленных предыдущими поколениями офицеров и генералов в этих органах военного управления, особенно по занимаемой должности. Именно освоение этих материалов с помощью ветеранов этих структур научит вновь прибывших офицеров анализировать и оценивать современную ситуацию с похожими случаями в прошлом, значительно расширив их кругозор. Все это окажет позитивную роль в более быстром вхождении в должность, а также при выработке ими предложений руководству для принятий тех решений, которые будут соответствовать современной обстановке.

О патриотизме как национальной идее

http://www.gosrf.ru/news/21986/, 08/02/16

Page 258952Патриотизм – это гордость не за силу твоей страны как таковую, а за справедливые дела, которые с опорой на силу делает твоя страна, считает Михаил Демурин.

В среду, 3 февраля, на встрече с активом «Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса» Президент России Владимир Путин продолжил начатый им уже некоторое время тому назад разговор о патриотизме. Отметив исключительный объединяющий потенциал этого понятия и чувства, он подчеркнул, что, по сути, патриотизм – «это и есть наша национальная идея».
Будучи сформулированным на максимальном уровне обобщения, тезис о патриотизме как национальной идее, с одной стороны, неоспорим. С другой стороны, он легко может быть подвергнут скептическим выпадам, в том числе с использованием многочисленных известных «антипатриотических» цитат – от Сэмюэла Джонсона до Л. Н. Толстого. Это и произошло на либеральном фланге российского информационного поля. Да и на патриотическом фланге такое слишком общее понимание национальной идеи было воспринято не без вопросов.

Разбирать недружественные выпады мы не будем, хотя, например, известную фразу вышеназванного английского мыслителя «Patriotism is the last refuge of a scoundrel» я бы, следуя правилам перевода, перевел бы на русский не «Патриотизм – последнее прибежище негодяя», а «Последнее прибежище негодяя – патриотизм». Согласитесь, разница есть, и немалая. Но дело даже не в теории перевода, а в британской политической практике, которая строится именно по этому принципу (пусть ты и негодяй, но прояви любовь к родине — и что-то тебе «спишется»), а не по условному «джонсоновскому» образцу, обеспечивая силу державы уже многие века. Здесь, видимо, как и всё у англичан: внутри страны – один подход, вовне – другой.

Предлагаю порассуждать о другом: о недосказанности положительного свойства.

В чувстве патриотизма присутствуют различные составляющие, всех не перечислишь, поэтому выделим лишь главные его векторы. Это любовь к своей стране. Это уважение, а в определённых обстоятельствах и любовь, к своему государству. Это любовь к своему народу. Любовь в данном случае мы понимаем не просто как «восторг чувств», а как желание и готовность приносить объекту любви конкретное благо.

Вспоминая нашу историю, мы неизбежно констатируем, что на различных её этапах эти три вектора проявляют себя и взаимодействуют по-разному. Русские солдаты Первой мировой войны, покидая фронт, выражали тем самым вовсе не отсутствие любви к своей родине или к своему народу, но лишь враждебность к никчёмному временному правительству, которое они не считали своим, и от которого ничего хорошего для себя не ждали.

С другой стороны, в годы Гражданской войны многие из тех, кто сражался на стороне красных, умирали не за страну или за народ, тем более что последний был разделён, а именно за своё государство, за свою власть.

То же самое можно сказать и о годах Великой Отечественной войны, но при важном дополнении: тогда в полной мере работали все три составляющих патриотизма.

К 1991 году эта триада вновь распалась с известными последствиями. И вот теперь мы опять собираем их в единое целое. Давайте же делать это с опорой на мудрость наших великих предков, особенно тех, кто вынес свои мысли из горнила переломных лет российской истории.

Вот, на мой взгляд, более чем актуальные в контексте нашего рассуждения слова. 1918 год, Е. Н. Трубецкой, книга «Смысл жизни»: «Особенность русского патриотизма заключается в том, что он никогда не воодушевляется идеей родины как такой, служением русскому как такому. Чтобы отдаться (выделено Е. Н. Трубецким) чувству любви к родине, нам нужно знать, чему она служит, какое дело она делает. И нам нужно верить в святость этого дела, нам нужно сознавать его правоту. Нам нужна цель, которая бы поднимала наше народное дело над национальным эгоизмом».

И это действительно так. Патриоту России не всё равно, бросает, например, его государство своих соотечественников на произвол судьбы за пределами новых и чуждых им границ, как это было в начале 1990-х, или начинает ставить вопрос об их правах хотя бы политически. И тем более, если оно демонстрирует готовность обеспечивать эти права физической защитой, как в 2008 году в Южной Осетии и в 2014 году в Крыму.

Нам не всё равно, отдает наше правительство дружественные России страны, народы и лидеров на растерзание Западу, или защищает их. Всё это – субстанция для взращивания или подавления патриотического чувства. Точно так же нам не всё равно, как в условиях кризиса наше правительство относится к народному большинству, на чьи плечи в основном возлагает его бремя.

То дело, которое наша страна сегодня делает на международной арене, нам в главном понятно. Противостоять глобализму; бороться с моралью «исключительности» одних и ущербностью других; защищать суверенитет и независимость как принципы мировой политики и как подвергающуюся целенаправленному разрушению конкретику современной жизни стран и народов; помогать сохранять историческую память, национальное самосознание и традиционную культуру; отстаивать в мировых делах принцип равноправия. Одним словом, отстаивать справедливость, – всё это суть дело правое, всему этому стоит служить. И всё это достойным образом выражает обращённую к миру сторону нашей национальной идеи.

Пытаюсь с близкой долей конкретики сформулировать наше внутреннее общенациональное дело, которое поднимало бы нас всех вместе и каждого в отдельности не только над национальным, но и над социальным эгоизмом, пытаюсь увязать его с внешними задачами, — и упираюсь в нестыковки или, как минимум, вопросы.

Хотим ли все мы, чтобы Россия становилась сильнее? Конечно, хотим. Но история последних лет не подтверждает тезис о том, что «если так будет, каждый гражданин будет жить лучше». И проблема в данном случае далеко не только во внешнем давлении на Россию или в мировом кризисе. Два-три года тому назад страна становилась сильнее, но одни наши соотечественники становились богаче, а другие – беднее. И сейчас происходит так же. У одних доступ к высшему образованию расширяется, у других сокращается. Одни могут себе позволить сходить в театр, а другим это за последние годы стало не по карману. И на этом перечень «расхождений», к сожалению, не заканчивается. Бремя кризиса, как и бремя внешнего давления, как и многое другое всё ещё распределяется в нашей стране далёким от справедливости образом.

Надеюсь, что не даю оснований быть понятым в том смысле, что задача усиления страны нам мешает. Не мешает, а помогает. В том числе и в деле формирования патриотического чувства.

Но не как чувства гордости за силу как таковую или за силу, открывающую путь к благосостоянию, а как чувства гордости за те справедливые дела, которые с опорой на силу можно и нужно сделать и в международных делах, и внутри страны. И, самое главное, — дела, которые твоя страна, твой народ, твоё правительство действительно делают!

Без этой важнейшей составляющей нашей национальной идеи – справедливости – патриотизм не укрепить. Более того, он неизбежно даст сбой, как это, к сожалению, уже не раз происходило в истории нашей страны.

© Михаил Демурин, для МИА «Россия сегодня»

РИА Новости

Справка:

ДЕМУРИН Михаил Васильевич, политический аналитик, публицист, общественный деятель; родился 20 ноября 1957 года. В 1979 г. окончил переводческий факультет Московского государственного педагогического института иностранных языков (МГПИИЯ) имени Мориса Тореза, в 1997 г. — Высшие дипломатические курсы повышения квалификации Дипломатической академии МИД России; в 1979-1982 годах работал в редакции политического еженедельника «Новое время»; в 1982 г. поступил на дипломатическую службу; до 1993 г. занимался вопросами отношений со странами Африки; дважды, в 1982-1986 и в 1989-1992 годах работал в Посольстве СССР, Российской Федерации в Мозамбике; в 1993 г. перешел на работу в Департамент информации и печати МИД России, с февраля 1995 г. — 1-й заместитель директора департамента, заместитель официального представителя МИД России; 1997-2000 — советник-посланник Посольства России в Латвии; с апреля 2000 г. по март 2005 г. — заместитель директора Второго Европейского департамента МИД России, курировал отношения с Латвией, Литвой и Эстонией. 5 марта 2005 г. ушел с государственной службы в знак несогласия с непоследовательностью политики России в отношении стран Прибалтики. С мая 2005 г. по июнь 2007 г. — член Политического совета, руководитель Международного управления Исполнительного комитета партии «Родина», затем — член Центрального совета, руководитель Международного управления аппарата Президиума партии «Справедливая Россия: Родина. Пенсионеры. Жизнь». Представлял партию «Справедливая Россия» в Межпартийном совещании по внешней политике. В июле 2007 г. вышел из этой партии. В 2006 — 2007 годах являлся заместителем председателя РОО «Клуб «Реалисты»; в 2006 — 2011 годах входил в Попечительский и Экспертный советы Фонда исторической перспективы. В 2009 — 2012 годах — работал директором по программам Института динамического консерватизма. С 2012 года — публицист, сельский житель. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника 2-го класса, присвоенный ему в 1996 году. Награжден благодарностью Президента России «за заслуги в реализации внешнеполитического курса РФ» (2004 год), медалью «В память 850-летия Москвы», Почетной грамотой МИД России; имеет награды Русской Православной Церкви: орден преподобного Сергия Радонежского (3-й степени) и медаль преподобного Сергия Радонежского (1-й степени). Основные сферы интересов: проблематика международных отношений и внешней политики России под углом зрения национального самоопределения, русская история, историософия и культурология, общественно-политическое развитие пространства бывшей Российской Империи и СССР, история, современная внутренняя и внешняя политика стран Прибалтики.