Национальная идея и проблема воспитания в современной России

Зерно российской национальной идеи восходит в гражданине в результате всесторонне продуманной и обоснованной системы воспитания на всех уровнях государства. Просто спонтанно оно (зерно) давать всходы не может. Исключения же только подтверждают это правило. Так было всегда. Так это обстоит и сегодня.

В конце 2014 года Министерство образования и науки Российской Федерации по заданию Президента Российской Федерации и Правительства подготовило проект Национальной стратегии развития воспитания в Российской Федерации. Национальная стратегия затрагивает три социальных института: семью, систему образования и общественность.

Данный проект под названием «Проект Национальной стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015 – 2025)» выложен в сети Интернет по адресу: http://dopedu.ru/attachments/article/538/ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ.pdf.

 «Приоритетной задачей ближайших десятилетий XXI века является разработка и реализация стратегии развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания. В качестве базовых принципов стратегии развития воспитания определены принципы субъектности воспитания, социокультурного развития, гуманистической направленности воспитания, социальной справедливости и равных возможностей детей при организации воспитательного процесса, единства воспитательного пространства, демократического управления процессом развития воспитания, программно-целевого развития, позитивной социализации и духовно-нравственного становления подрастающего поколения, воспитания граждан демократического общества, способных реализовывать свой личностный потенциал в интересах поступательного развития России, общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей.

Воспитание как стратегический национальный приоритет

Воспитание является целевой функцией семьи, государства и общества. Субъектами воспитания являются ребенок, родители, педагоги, специальные службы образовательных и иных организаций, реализующих функцию воспитания или психолого-педагогического сопровождения социализации и ресоциализации.

Цель, основа, задачи и приоритеты стратегии

Цель Стратегии – развитие в период до 2025 г. государственно-общественной системы воспитания Российской Федерации, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности, консолидацию общества, укрепление моральных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, свободное духовно-нравственное развитие каждого гражданина, его самоопределение в мире нравственных ценностей, духовных и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурного понимания и уважения, осознания своей человеческой общности, ответственности за сохранение мира на Земле, совершенствование мира вокруг себя.

Основа Стратегии – базовые национальные ценности российского общества, закрепленные Конституцией Российской Федерации:

патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

здоровье – здоровый образ жизни, здоровье физическое, социально-психологическое и духовное, физическая культура и спорт;

образование – знание, компетентность, самоопределение и самореализация в образовании, накопление человеческого капитала, образование в течение всей жизни;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, развитие человеческого капитала;

наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, религиозное мировоззрение как часть сложной картины мира современного человека, толерантность, формируемая на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;

природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Задачи стратегии:

— консолидировать российское общество; повысить доверие граждан к друг другу, обществу и государству, к собственному будущему и будущему России;

— обеспечить государственную поддержку семейного воспитания на основе повышения уровня социальной и правовой ответственности родителей за воспитание детей, формирования их педагогической, создание благоприятных условий для развития ребенка на основе взаимодействия семьи, образовательных организаций и других социальных институтов;

— повысить эффективность воспитательной деятельности образовательных организаций: дошкольных, школьных, дополнительного, профессионального образования и социально-педагогической поддержки позитивной социализации детей и молодежи;

— создать стабильную систему социально-педагогической поддержки уязвимым категориям детей, подростков, молодых людей, способствующую их реабилитации и полноценной интеграции в общество, используя подходы инклюзивного образования, технологии формирования доступного и безопасного воспитательного пространства

Воспитание гражданина

В полиэтнической, поликультурной, поликонфессиональной России невозможно ценностно-нравственное единство страны без его формирования, уважения и равных прав каждого народа России. Эффективное внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры взаимоуважения, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации создаст условия для проявления детьми и молодежью качеств гражданина в социально одобряемых поступках и участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы.

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором детям и молодежи передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения ими системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа Российской Федерации. Задачи воспитания тесно связаны с процессом духовно-нравственного развития личности и осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Уважение к прошлому ради    будущего – выбор духовно-нравственного поколения.

Воспитание как позитивная социализация и развитие личности

Воспитание обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитанию присущи следующие функции:

— диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;

— использование положительных факторов в развитии качеств личности;

— воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;

— развитие способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и иных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *