НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИИ

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о национальной идее России имеет многовековую историю. Он столь же важен для страны, как вопрос о смысле жизни для каждого человека. Без выверенного ответа на вопрос о национальной идее государства, его цели, ценностях, жизненная энергия, успех становятся малоосязаемыми и труднодостижимыми для большинства граждан, а сами они флюгерами и, зачастую, жертвами,  на подчас, ураганных ветрах истории. За примерами далеко ходить не надо. Они не только свидетельствуют, они прямо вопиют к нашим душам и сердцам.

Национальная идея есть практически в каждой стране мира. От того, как она гармонирует с душой народа, его запросами и чаяниями, зависит сама состоятельность и успешность конкретной государственности.

Конечно, национальные идеи разных государств разноположены относительно координатных осей добра и зла. Причиной этому служит исторически сложившаяся степень национального эгоизма, предельно концентрированно находящая своё выражение в мировоззрении элиты определённого государства.

Государства, в которых культивируются прагматично-циничный взгляд на жизнь, как правило, замешанный на патологическом эгоизме элиты и имеющий вербальную формулу, по-разному маскируемую и трактуемую: «мы превыше всего и всех» и «после нас хоть потоп» и т.п., на определённых исторических отрезках могут быть успешными и даже перспективными. Понятно, что если было бы иначе, то зло и эгоизм давно бы искоренились.

К рассмотрению диаметрально противоположного, русского взгляда на народное бытие, мы сейчас перейдём.

  1. Развитие понятия русской национальной идеи

«Россия – это особый мир, со своей историей, традициями, культурой. Кроме Нового и    Старого света есть и Русский свет»

Федор Достоевский

Давно известно, что Россия имеет особую судьбу в истории человечества. И эта особенность определяется несколькими основными факторами:

Во-первых, геополитический фактор.

Россия находилась, да и находится до сих пор в границах двух великих цивилизаций, образно называемых Востоком и Западом. В то же время Россия всегда имела собственную, отличную от других народов историческую судьбу, одновременно являясь одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. Кроме того, Россия была не только мостом, но и барьером, разделяющим Восток и Запад и предотвращающим их от гибельного столкновения друг с другом.

Во-вторых, этнополитический фактор.

Русский народ в своем современном виде формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы. Вместе с тем, в процессе формирования русского народа приняло участие большое количество различных не славянских этнических групп. Иначе говоря, будущий русский народ изначально рождался на полиэтнической основе. И всё это свидетельствует о необычайной жизнеспособности славянских народов, сумевших (в преимущественно мирном ключе, ред.) «переварить», ассимилировать другие этносы.

В-третьих, религиозный фактор.

Отличие России от Запада и от Востока выражалось и в том, что на Руси издревле, с X века, сложилась своеобразная форма христианства, впоследствии получившая наименование русского православия. Православие стало православием, благодаря своеобразию древнерусского мировоззрения. Именно оно активно способствовало формированию своеобразных черт русской духовности, национального характера, и соответственно, русского понимания истории и философии, вплоть до сегодняшнего дня. Как писал великий русский мыслитель Николай Бердяев: «Мудрость Востока и прагматизм Запада мы с благодарностью принимаем, но всегда делаем свой выбор, основываясь на тех духовных константах, которые издревле были присуще России».

Этот особый социум не мог нормально функционировать и развиваться без выработки (принятия) национально-государственной идеи и её развития в последующих веках.

Князь Владимир, крестивший Русь, выбрал в качестве государственной идеи Православие, которое стало настоящим духовным стержнем России.

Фёдор Тютчев писал: «Россия, прежде всего христианская империя; русский народ – христианин не только в силу православия своих убеждений, но еще благодаря чему-то более задушевному,  чем убеждения. Он христианин в силу той способности к самоотвержению и самопожертвованию, которая как бы составляет основу  его нравственной природы».

Православие стало важнейшим духовным условием превращения многоплеменного и полиэтнического населения Киевской Руси в единый христианский народ, объединённый общим мировоззрением, общими целями и общим великим духовным смыслом бытия.

В русском сознании православное христианство превратилось в традиционную народную религию.

На Руси своеобразно трактовали саму суть христианского вероучения. Считалось, что понимание Божественных истин доступно «чистому сердцу, но не разуму», отсюда такая душевность и щедрость русского народа.

Великая святая Русь рождалась в противоборстве и в политическом, и в духовном, а для того, чтобы духовная крепость святой Руси не распалась от первого дуновения вражьего ветра, и была бы неприступной, видимо, должна была сама Русь пройти сквозь тернии и муки.

Таким периодом испытаний и стали наступившие вскоре времена, которые русские люди назвали временами Божьих казней: войны,  эпидемии, голод, предательство.

Начиная с XIII  века,  идея гибели Руси становится одной из главных в отечественном естественном сознании. Даже позднее, когда Русское государство вновь вернуло себе могущество, всегда подспудно подразумевалось, что существует возможность новой гибели Русской державы.

Но почему же Русь подверглась столь тяжким испытаниям? Еще в  1223 году татары были восприняты на Руси как предзнаменование «конца мира». Но уже в 1237 году осмысление столь страшного разорения Русской земли оказалось иным – татарское нашествие стало осмысливаться как Божья кара за какие-то очень страшные прегрешения русского народа.

В итоге причину гибели Руси отечественные мудрецы увидели в одном – это Божья кара за нарушение его заповедей, за то, что русские люди предали забвению христианские нормы морали и правила жизни. Путь к спасению они видели, прежде всего, в единении всех духовных и политических сил.  Главное условия спасительного  единения – духовное очищение и моральное совершенствование.

Претензии на власть должны были иметь духовное, религиозное обоснование. Иначе говоря, в понимании наших предков политический центр государства обязательно должен исполнять роль и духовного,  и религиозного центра. Не случайно в годы феодальной  раздробленности в каждом значительном городе обязательно строился величественный собор, представляющий собой не только архитектурный, но и религиозно-политический центр как города, так и всего княжества.

Русского человека не удовлетворяют просто победы. В русском представлении победа только тогда может считаться истинной и полной, если эта победа духовная.

В чем смысл духовной победы? Дело в том, что духовная победа — это победа не над внешним врагом, а над собой. Иначе говоря, смысл духовной победы — в преодолении собственного страха, собственной греховности.

Духовная победа совершается тогда, когда человек преодолевает самого себя и, таким образом, возрастает над собой и, как следствие, в духовном смысле оказывается сильнее даже выигравшего сражение врага внешнего.

Первая известная русская идеологема – «Москва – третий Рим» – была не просто выдумана монахом Филофеем, а служила ответом на общественные настроения. Потому она и была принята на вооружение как государственная идеология.

Одним из первых русских царей, который был озабочен поиском национальной идеи и созданием государственной идеологии был царь Николай I. С этой целью, в марте 1833 года Николай назначил на пост Министра народного просвещения России Сергея Семёновича Уварова. С его в России вошла в обиход триединая задача образования: «Православие, Самодержавие, Народность». Немного позже эта формула стала основой, так называемой теории официальной народности. А в русских сердцах она получила еще одно звучание: «За веру, царя и Отечество».

Православие – так звучит первый элемент русской духовно-политической триады. «Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть» — писал С.С. Уваров.

Самодержавие – второй элемент тройственной формулы. «Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать в народное сознание и с ним развиваться» — подчеркивал русский министр образования. Носитель верховной самодержавной власти – государь, располагающий юридически неограниченными правами и прерогативами, но несущий величайшую ответственность перед Богом за вверенные ему державу и народ.

Народность – это духовное осмысление нации, ее духовных и нравственных задач на земле, приобщение юношества к «святилищу народных понятий».

XIX век – это время несомненного прорыва в философской и духовной мысли России. Время прорыва и одновременно время углубления разрыва в русском духовном бытии. А главная граница разрыва пролегла по живому телу русской духовности, выразившись в первых противоречиях «Россия и Запад». «Западники» впервые открыто заявили о том, что Россия – это часть общей Европейской цивилизации, и поэтому Запад и Россия должны развиваться по одним и тем же законам. Поэтому «западники» решительно отвергали любые рассуждения об особом пути развития России. Именно «западники» впервые открыто отказались от традиционного для России духовного наследия – православия.

Им противопоставили свои философские мысли и идеалы славянофилы. Они впервые за предшествующие сто сорок лет заявили, что Россия – это отдельная, самобытная цивилизация, которая должна иметь собственные пути в мировой истории.

В противовес «западникам» возьмём в пример Первую мировую войну. В советской истории Первая мировая война именовалась как империалистическая и предпосылка будущей Великой Октябрьской революции.  Это правда. Но, в то же время, великая война рассматривалась в 1914 году, как борьба русской духовности с германским варварством. Насколько в русском народе развито чувство огромной терпимости к другим нациям и беспристрастной оценки их достоинств, настолько немцы всех ненавидят, презирают и лишь себя считают непогрешимыми властителями мира. Так немецкий ученый Момзен в своих статьях вполне определенно указал, что Россия – страна рабов, страна с явно выраженным женским началом. А Германия – страна властелинов с мужским элементом, и что она по праву должна властвовать над Россией и оплодотворять её своими духовными ценностями». Но не сильно ли заблуждался он?

Ведь рабы никогда не считают службу Родине своим кровным делом. У рабов нет Родины в том месте, где они рабы. А на Руси всегда считали, что служба Родине это святое дело.

Так русский генерал  от инфантерии Генрих Жомини писал: «Горе тем странам, в которых роскошь откупщика и кошелёк биржевого дельца будут предпочитаться мундиру храброго воина, посвятившего обороне Родины свою жизнь, своё здоровье или своё имущество».

На века в качестве главного мобилизационного и оборонительного принципа России стал лозунг, провозглашённый Великим русским князем, святым Александром Невским: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!»

Первое религиозно-философское обоснование «русской идеи» дал философ Владимир Соловьёв в докладе, который он сделал в Париже в 1888 году. «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». Для В.Соловьёва это самопожертвование и разумное самоограничение, развитие общественной свободы, добра, любви и справедливости.

У другого русского философа Василия Розанова суть русской идеи заключается в сострадании к человеку.

Николай Бердяев усматривал в русской идее устремлённость к святости как идеал будущего для всего человечества.

Николай Фёдоров предложил своё видение русской идеи – философию «Общего Дела».

После революции 1917 года национальной идеей стал социализм, а впоследствии коммунизм.

Власть большевиков стала воспитывать людей на новых идеях. Основными направлениями этой работы стали пропаганда революционных традиций, героизма защитников социалистического Отечества и готовность граждан  к его защите, единения пролетариев всех стран, формирования нетерпимости к агрессивным замыслам капиталистических стран.

«Государство – писал В.И. Ленин – сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы всё знают, обо всём могут судить и идут на всё сознательно».

В СССР была глубоко продумана на государственном уровне программа патриотического воспитания. Большую работу в плане патриотического воспитания в советское время проводили пионерские, комсомольские, партийные организации, организации ДОСААФ, образовательные учреждения. В старших классах общеобразовательных учреждений был введен учебный предмет «Начальная военная подготовка» (НВП), регулярно проводились летние военные сборы в лагерях, организовывались военно-патриотические игры «Зарница».

Результатами такой деятельности стало то, что Вооруженные Силы не испытывали недостатка в призывниках. Для молодежи в то время было характерно стремление идти в армию. Редко кто в юные годы не мечтал стать летчиком, артиллеристом, моряком, а позднее десантником. Не все становились профессиональными военными, но от службы в армии на флоте практически никто не увиливал. Это считалось позорным в молодежной среде.

Таким образом, за какие-то полтора-два десятилетия после Октябрьской революции в стране появился такой человек, какого ни Европа, ни Америка не знали и не ожидали. Из крестьянских и рабочих парней вырастали генералы, офицеры, солдаты, которые мастерски владели военным искусством и самыми совершенными вооружением и военной техникой, и при этом страстно любили свою Родину. Вырастали герои труда, совершавшие такие трудовые подвиги, о которых не мечтали на Западе. Вырастали Стахановы, Кривоносовы, Виноградовы, Ангелины.

Советский Союз уверено проводил индустриализацию и коллективизацию страны. Несмотря на отсутствие большой роскоши, и высокого жизненного уровня, в стране царил высокий духовный подъем, желание добиться наивысших результатов в социалистическом соревновании, гордость за жизнь в первом в мире социалистическом государстве. Как подчеркивает супруга русского философа Александра Зиновьева  –  Ольга Зиновьева: «СССР отличался уникальной созидательной радостью».

У человека советского общества были высокие духовные идеалы и уровень образования, устойчивые морально-этические и физические навыки, чувство коллективизма, желание помочь нуждающимся в помощи, отсутствие культа потребления, наконец, они искренне верили в светлое будущее. Все это помогло нам вскоре выдержать тяжелейшее испытание – Великую Отечественную войну.

«Русский человек без идеи, писал Ф.М. Достоевский – это дрянной человечишка». Потому идеологией надо заниматься. Когда в атаку пойдем, что будем кричать? Какие лозунги?

В 1928 году выдающийся русский философ Иван Ильин писал: «русскому народу есть только один исход и одно спасение – возвращение к качеству и его культуре».

Уже в наше время доктор философских наук А.И.Субетто в своей книге «Слово о русском народе и русском человеке», в частности, пишет: «Все «русские идеи» в разные исторические периоды в развитии России … являлись в той или иной мере устремлениями России, российского общества, русского народа к правде, справедливости, любви, к добру человеческого бытия, к доминанте соборности, дружбы, кооперации, сотрудничества, взаимопомощи, духовного начала жизни (а «духовное» без «соборности» и «кооперации» немыслимо) над материальным, над деньгами и стремлением к обогащению, к наживе».

Славянофилы убеждены, что Россия евразийская держава, она особая цивилизация и у неё своя особая «культурная матрица».

Сторонники евразийства продвигали и продвигают свою идеологему: «Россия не Европа и не Азия, она сама по себе, государство-цивилизация».

Из вышеизложенного можно дать такое определение национальной идеи. Национальная идея – это краткая формула, отражающая основные чаяния народа. В царской России это был лозунг: «За Бога, Царя и Отечество!». В советское время: «наша цель — коммунизм». Чуть ранее были «Москва — третий Рим», «Православие. Самодержавие. Народность».

А.И.Солженицын предложил в качестве национальной идеи «сбережение народа». Он признавал: «Термин «национальная идея» не имеет чёткого научного содержания. Можно согласиться, что это — когда-то популярная идея, представление о желаемом образе жизни в стране, владеющее её населением. Такое объединительное представление понятие может оказаться и полезным, но никогда не должно быть искусственно сочинено в верхах власти или внедрено насильственно».

Выдающийся русский  мыслитель И.А. Ильин писал: «России нужен не шум, а ответственная идея, идея не отрицательная, а положительная; государственная, но не формальная… Что же это за идея? Это есть идея воспитания в русском народе национально-духовного характера. Это – главное. Это – творческое. Без этого России не быть. Отсюда придет ее возрождение. Отсюда ее величие воссияет в невиданных размерах».

Основой национальной идеи, как подчеркивает Президент Российской Федерации В.В.Путин, выступает патриотизм. «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее» – учит руководитель нашего государства.

«Толковый словарь» Д.Даля объясняет слово патриот так: «любитель Отечества, ревнитель о благе его»,  то есть человек, старающийся сделать что-то на благо своего  Отечества.

Воспитание патриотов, нахождение духовного смысла бытия русскому народу необходимо. Так, причин непростого экономического, социального и демографического положения России много. Но в последние годы наши отечественные ученые сделали поразительное открытие. Помимо прочих факторов, одна из основных причин этого – тяжелейший духовный кризис в стране, потеря смысла жизни определенным количеством людей. Группа ученых, возглавляемых профессором И.А. Гундаровым, утверждала: «структура оздоровительных мер должна состоять на 20% из усилий по повышению уровня жизни и на 80% – качества жизни. В первую очередь – это достижение социальной справедливости в обществе и  нахождение смысла жизни».

Наше Отечество не принадлежит только нам, сегодняшним, оно принадлежит и будущему. И мы осознаем, чтобы наши дети и внуки помянули нас добрым словом, никому нельзя отдавать нашу землю. Это наша земля.

Выступая 24 октября 2014 года перед участниками Валдайского дискуссионного клуба в Сочи, Владимир Владимирович Путин отметил, что Россию часто ассоциируют с русским медведем. «Так вот медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет. Вообще-то он считается у нас хозяином тайги, и не собирается, куда-то переезжать в другие климатические зоны, где ему неуютно. Но тайги он своей никому не отдаст. Я думаю, что это должно быть всем понятно».

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *