К вопросу об истории военно-политических училищ

Генерал-лейтенант запаса В.Н. БУСЛОВСКИЙ, кандидат политических наук

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются некоторые особенности ведения партийно-политической работы в Советской Армии с конца 60-х годов прошлого века с точки зрения подготовки кадров.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: военно-политические училища, партийно-политическая работа.

SUMMARY. The author discusses some features of conducting party-political work in the Soviet Army since the late 60-ies from the point of view of training personnel.

KEYWORDS: military political schools, party-and-political work.

 Военная Мысль № 1 январь 2017 г.

Воспитательная работа – это вечный бой. Он ведется в мирное время и на войне, днем и ночью. В нем нет имитации и условностей — он всегда настоящий. И еще одна особенность этого боя — в нем не погибают, а рождаются люди.

В. Карпов, Герой Советского Союза

РОЖДЕНИЕ высших военно-политических училищ стало знамена­тельным событием в жизни Вооруженных Сил СССР. Оно было связано с решением руководства страны и партии усилить партийно-политиче­скую работу в Вооруженных Силах. С этой целью постановлением ЦК КПСС от 21 января 1967 года «О мерах по улучшению партийно-поли­тической работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» вво­дился институт заместителей командиров рот, батарей, эскадрилий по политической части. Этим же постановлением предусматривалось со­здание высших военно-политических училищ по подготовке политра­ботников с учетом специфики видов Вооруженных Сил СССР.

Было принято решение о создании семи военно-политических училищ: общевойскового в Новосибирске; танко-артиллерийского в Свердловске (ныне Екатеринбург); авиационного в Кургане; войск ПВО в Ленинграде (Горелово); инженерных войск и войск связи в До­нецке; строительного в Симферополе; военно-морского в Киеве — и военно-политического факультета училища Ракетных войск страте­гического назначения в Ростове-на-Дону. Позднее к ним добавились: военно-политическое училище Ракетных войск стратегического назна­чения в Риге (вместо Ростовского факультета), общевойсковое воен­но-политическое училище в Минске, военно-политическое училище строительных войск в Таллине.

Кроме созданных с 1961 года успешно функционировало Львовское высшее военно-политическое училище, с 1963 по 1970 годы — факуль­тет политсостава в высшем военно-морском училище им. М.В. Фрунзе.

Следует добавить, что подобные училища были созданы и в других силовых структурах: в 1969 году — в Ленинграде, для Министерства внутренних дел и в 1970 году — в Голицыно, для Погранвойск Комитета государственной безопасности СССР.

Образование училищ в 1967 году было приурочено к 50-летию Вели­кой Октябрьской социалистической революции (в марте 1919 года на VIII съезде партии политические органы были названы «оружием совет­ского государства, выразителями воли и власти рабочих и крестьян»).

Благодаря мудрому решению высшей власти государства училища были размещены в областях, где сосредоточены крупнейшее промыш­ленное производство, центры науки и культуры, сохраняется историче­ское наследие и культурные традиции.

Областные центры, где дислоцировались высшие военно-полити­ческие училища, создавали уникальные условия для их формирования и функционирования. Сосредоточие науки, культуры, производства, социальной инфраструктуры, крупнейшие в партии отряды рабочего класса, коммунистов, комсомольцев, военные гарнизоны, высокопро­дуктивные пригородные совхозы и колхозы, благоприятная экологиче­ская обстановка, развитая сеть спортивных сооружений, современные пути снабжения — все это требовало от руководства вузов не только эффективного использования объективных условий, но и достижений высокого уровня развития городов дислокации военно-политических училищ.

Военно-политическая академия им. В.И. Ленина и университеты стали центрами подготовки кадров: ученых-преподавателей, соиска­телей кандидатских и докторских степеней. Ученые из столиц считали для себя честью приехать в училища для проведения мастер-классов, участия в научно-практических конференциях.

Научные школы – московская, ленинградская, киевская, мин­ская, уральская, сибирская и другие, а также краеведческие музеи, театры, уникальные библиотеки, союзы писателей, журналистов, других творческих работников, телерадиоцентры, газеты, журналы, институты подготовки кадров педагогического, психологического, юридического, медицинского и других профилей – все было открыто для взаимодействия.

Уже в 1968 году начальники училищ были введены обкомами партии в советы ректоров высших учебных заведений областных городов.

ЦК КПСС обеспечил широкое освещение деятельности училищ в печати, на телевидении в центре и в областях. Многие члены ЦК КПСС, секретари ЦК ВЛКСМ, среди которых С.П. Павлов, Е.М. Тяжельников, Б.Н. Пастухов, В.М. Мишин, побывали в училищах.

Министр обороны, Генеральный штаб, заместители Министра обо­роны по тылу, по строительству и расквартированию, по вооружению обеспечили своевременную разработку нормативно-правовой базы, снабжение училищ современной техникой, открыли необходимое фи­нансирование, выделили фондовые материалы.

Первыми руководителями политических училищ стали хорошо подготовленные и авторитетные начальники: Новосибирского – Ва­силий Георгиевич Зибарев, Свердловского – Борис Павлович Уткин, Минского – Иван Леонтьевич Васильев, Донецкого – Юрий Петро­вич Солодов, Киевского – Федор Филимонович Турчин, Курганско­го – Владимир Гаврилович Тостановский, Ленинградского – Павел Иванович Стукалов, Рижского – Виктор Михайлович Михайлов, Симферопольского – Александр Семенович Аверин, Таллинского – Василий Иванович Гнездилов, Ленинградского МВД СССР – Иван Андреевич Орлов, Голицынского Погранвойск КГБ СССР – Павел Петрович Курский.

Во всех военно-политических училищах были определены сроки обучения, уточнены специальности и специализации выпускников, переработаны учебные планы и программы, установлены единые тре­бования к размещению и содержанию курсантов. Улучшены условия комплектования вузов научно-педагогическими кадрами, при военных академиях и университетах организованы курсы повышения квалификации преподавателей. Разработаны новые, более совершенные учеб­ники и учебные пособия, широкое применение получили технические средства обучения.

1 сентября 1967 года во всех училищах начались занятия.

7 ноября 1967 года курсанты и преподаватели созданных училищ первый раз прошли парадным строем по центральным площадям сто­лиц и областей.

Все училища в первый же семестр начали выпуск своих газет, сочи­нили свои гимны, выбрали любимые песни для строя, хора, похода, создали свои музеи, коллективы художественной самодеятельности. Через год начальники училищ стали генералами: Родина доверила им высокие посты, присвоила и высокие звания.

В течение четырех лет каждое училище освоило по 15–20 млн руб. капитальных вложений и создало современный комплекс помещений, свои военные городки, обеспечивающие все условия для жизни; кур­санты училищ своими силами, за счет собственного времени создали учебно-методическую базу (спортзалы, классы, тренажерные залы, учебные поля), построили парки – стоянки боевых и транспортных машин со средствами технического обслуживания, благоустроили тер­риторию (дороги, спортгородки, насаждения).

Во всех коллективах прошли организационные собрания. Партий­ная, комсомольская жизнь вошли в уставное русло.

Руководство страны и училищ постоянно совершенствовало уровень подготовки курсантов. Так изначально на восьмерых курсантов прихо­дился один преподаватель, ас 1970 года один преподаватель приходил­ся уже на шестерых.

Деятельность военно-политических училищ в 70–90-е годы XX века была ориентирована на всестороннее развитие личности военного политработника. Выпускники военно-политических училищ должны были стать специалистами военного дела, обладающими прочными военными и педагогическими знаниями. Решение этой задачи обеспе­чивалось сбалансированным сочетанием в учебных программах воен­ных, гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, технических и специальных дисциплин. Как правило, выпускники военно-политических училищ обладали не только необходимым объ­емом политических знаний, но и сформированными командирскими качествами, что обеспечивало им высокий авторитет в воинском кол­лективе, возможность в случае необходимости заменить командира. Особенно часто такие примеры можно было наблюдать в Сухопутных войсках и ВВС.

Кроме того, учебный процесс в военно-политических училищах был организован в тесной связи с задачами, решаемыми соответствующими ведомствами, видами, родами Вооруженных Сил, куда направлялись их выпускники для прохождения службы. Постоянно совершенствовалась система войсковых стажировок курсантов, систематически осущест­влялся мониторинг деятельности выпускников в войсках. Это позво­ляло выявлять сильные и слабые стороны их теоретической и прак­тической подготовки для внесения соответствующих корректировок в учебный процесс. В военно-политических училищах последовательно и настойчиво реализовывалась идея единства обучения, воспитания и воинской деятельности.

Уклад жизни военно-политических училищ строился таким обра­зом, чтобы любые ее стороны и аспекты были направлены на формиро­вание у курсантов сознательного отношения к выполнению воинского долга, прежде всего в роте, батарее и равных им подразделениях. Рота рассматривалась как центр партийно-политической работы. Именно на повседневную работу с людьми в низовых звеньях военного организма и нацеливались выпускники. Считалось, что офицер, не получивший закалки в должности ротного политработника, не может полноценно выполнять другие виды деятельности – партийно-политическую, ком­сомольскую, агитационно-пропагандистскую, культурно-просвети­тельскую и, следовательно, не может претендовать на более высокие должности.

В 1971 году состоялся первый выпуск курсантов военно-политиче­ских училищ. Выпускники в последний год перед отъездом в войска ос­воили «дополнительный курс» – непосредственного восприятия состо­яния армии. За 2–3 месяца перед ними выступили с непосредственным общением командующие войсками округов, члены военных советов – начальники политуправлений округов (политотделов армий), началь­ники училищ. Эта программа была направлена на изучение реальной действительности будущей службы выпускников в различных подраз­делениях.

К первому выпуску молодым офицерам пошили мундиры. Выпуски прошли в очень торжественной обстановке.

О результатах работы по выполнению Постановления ЦК КПСС от 21 января 1967 года на бюро Главного политического управления до­кладывали члены военных советов – начальники политуправлений ви­дов Вооруженных Сил, военных советов округов (флотов), начальники училищ. Обсуждение было деловым, коллективным. До этого члены бюро, руководители Главпура побывали в каждом училище. В течение четырех лет училища также посетили Министр обороны СССР, заме­стители Министра обороны – маршалы Советского Союза, работники ЦК КПСС, секретари ЦК ВЛКСМ.

Училища – дело общепартийное, общевоенное. Их выпускники разъехались в свои роты, батареи, на корабли в разные города СССР – от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Кушки. Вся ар­мия почувствовала – в роте появился человек, подобный политруку Великой Отечественной войны: он свой и всегда будет с солдатами и матросами.

Военно-политические училища успешно решали стоящие перед ними задачи, подготавливая для армии, флота и других силовых струк­тур качественно новое пополнение военно-политических кадров. Вы­пускники высших военно-политических училищ воспитывали личный состав в духе патриотизма, беззаветной любви к Родине и преданности своему Отечеству.

Всего в 13 высших политических училищах за все годы их существо­вания было подготовлено более 100 тысяч офицеров-политработников. Многие из них отмечены государственными наградами, а более 30 удо­стоены звания Героя Советского Союза и Героя России.

Так, за образцовое выполнение задач в Афганистане в составе огра­ниченного контингента войск (около 140 000 человек) 5391 офицер-по­литработник и 619 прапорщиков-политработников были награждены орденами и медалями Советского Союза, в том числе орденом Ленина – пятеро, орденом Красного Знамени – 85, орденом Красной Звезды – 1950 человек.

Среди награжденных – начальников политических отделов диви­зий – 13, начальников политотделов бригад – 53, замполитов пол­ков – 121, замполитов батальонов – 793, замполитов рот – 1984 че­ловека.

Семь политработников были удостоены звания Героя Советского Союза: старший лейтенант А.И. Демаков, майор Н.И. Малышев, майор А. Я. Опарин, старший лейтенант Н.А. Шорников, майор Г.П. Кучкин, лейтенант С.А. Амосов, капитан милиции М.И. Исаков. Лейтенант внутренних войск О.Я. Бабак в ходе разрешения армяно-азербайджан­ского конфликта последним в СССР посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Офицеры политического состава показали примеры мужества, хра­брости и героизма в ходе боевых действий в контртеррористической операции в Чечне, а также в операции по принуждению агрессора – Грузии к миру в ходе вооруженного конфликта на территории Южной Осетии. Десять офицеров-воспитателей были удостоены звания Героя России: майор Д.В. Ветчинов, подполковник И.В. Станкевич, под­полковник А.С. Копыркин, подполковник В.И. Сарабаев, полковник А. Р. Алимов, подполковник В.И. Тюриков, подполковник С.В. Пала­тин, майор В.Е. Омельков, капитан И.В. Нечаев, капитан И.В. Лелюх.

В 80-е годы XX века деятельность командования, профессорско-пре­подавательского и всего личного состава военно-политических учеб­ных заведений проходила на фоне развернувшегося в стране процесса глубокой перестройки всех сфер жизни нашего общества, в том числе военного строительства и военного образования. На факультетах, ка­федрах, в отделах и службах разворачивалась работа по обновлению содержания и методики учебно-воспитательного процесса, совершен­ствованию учебных планов и программ, созданию новых учебников и пособий для слушателей.

Подготовка офицеров-политработников в военно-политических училищах шла под руководством и с помощью Главного политического управления СА и ВМФ и прежде всего его руководителей: А.А. Епи­шева, П.И. Ефимова, Г.В. Средина, М.Х. Калашника, Н.А. Начинкина, Б.П. Уткина, А.И. Ширинкина, В.И. Гребенюка, В.Д. Лукиных, Л.П. Вахрушева, М.А. Шаповалова, А.Н. Агафонова, В.Г. Серебряко­ва, А.И. Маслова, В.И. Короленко, В.Б. Ельчанинова, П.И. Гусева, П.П. Абрамова, А.И. Вохмянина, В.Н. Семенцова и некоторых других, а также членов военного совета – начальников политуправлений ви­дов и родов войск. Подобное повышенное внимание к своим полити­ческим вузам наблюдалось и со стороны руководящего состава МВД и КГБ СССР. В целом политические учебные заведения успешно выпол­нили поставленные перед ними задачи. Однако в декабре 1991 года на основании распоряжения Президента РСФСР в Вооруженных Силах и других силовых ведомствах военно-политические органы, политиче­ский аппарат частей и подразделений, политические учебные заведе­ния были частично упразднены либо частично перепрофилированы.

В новых условиях основная задача бывших политических учебных заведений заключалась в осуществлении реформирования всего учеб­ного и воспитательного процесса в целях превращения данных вузов в центры профессионального военного образования и включения их в общую систему учебных заведений высшего уровня профессиональной подготовки. И с этой задачей они тоже справились успешно.

Сегодня, отмечая полувековой юбилей высших военно-политиче­ских училищ, необходимо сказать о том, как сложилась судьба их вы­пускников после 1991 года. Другой стала структура организации вос­питательной работы, изменились функции, появились новые задачи. Неизменной осталась востребованность для войск офицеров-воспита­телей и офицеров по работе с личным составом. Отрадно, что в армии появился новый праздник – День воспитателя (11 сентября). Многие выпускники училищ благодаря успешной службе достигли больших вы­сот, возглавили органы по воспитательной работе в бригадах, дивизиях,

армиях, военных округах, видах и родах войск, а генерал-полковник Н.И. Резник и позже генерал-майор М.В. Смыслов стали начальника­ми Главного управления воспитательной работы (по работе с личным составом) Вооруженных Сил России.

Правда, объективности ради следует отметить, что жизнь требует вос­создания более продуманной системы подготовки офицеров по работе с личным составом, особенно в низовом звене – рота (батарея). Про­фессиональных заместителей командиров по работе с личным составом явно не хватает. В 1942 году газета «Красная Звезда» писала: «Командир управляет боем, а политрук огнем человеческих сердец».

Современные офицеры органов по работе с личным составом, как и их предшественники, неразрывно связаны с ветеранами партий­но-политической работы. У них одна судьба, одна профессия, одна наука – человековедение, одно поле деятельности – армия, одна Ро­дина – Россия.

Глубокие знания, высокие нравственные качества, понятие долга, чести, ответственности, отношение к человеку как к высшей ценно­сти – эти качества дали выпускникам возможность реализоваться не только в военной службе, но и в системе государственного управле­ния, на дипломатической работе. Среди них – государственные деяте­ли, депутаты высших органов власти, руководители регионов. В их числе: президент Монголии Ц. Элбэгдорж, С.В. Степашин, В.А. Ко­локольцев, С.А. Быстров, РФ Г.Н. Батанов, В.А. Озеров, Ф.А. Клинцевич, С.Е. Рыбаков, Н.П. Тулаев, С.В. Железняк, ПО. Семигин, С.А. Глотов, В.Л. Шитуев, М.П. Ненашев, В.В. Селиверстов, М.С. Ше­ремет, Ю.А. Савенко, И.А. Сулейманов, И.В. Баринов, Е.Ю. Логинов, А.И. Салий, С.В. Аксенов, А.Н. Горбенко, В.В. Рюмин, В.М. Сверчков, С.Ю. Мелюков и многие другие.

Прошло более 25 лет с тех пор, как не стало военно-политических училищ… И сегодня, оглядываясь назад, хочется отметить, что их вы­пускники стали достойными наследниками славных комиссаров, по­литруков, гордостью и славой Вооруженных Сил Советского Союза и России. Они внесли и вносят неоценимый вклад в укрепление мораль­но-психологического состояния личного состава, укрепление боевой готовности армии и флота, других силовых ведомств.

Добрая слава о «школах замполитов» надолго останется в памяти ве­теранов Вооруженных Сил и нынешних защитников России.

Статья публикуется с разрешения автора

Добавить комментарий