Станет ли человек в XXI веке «инфочеловеком» или останется «инфокиборгом»?

Философско-этический аспект понятий «Инфокиборг» и «Инфочеловек»
Лимар Максимов, доктор философии, 21.12.2015 г.
В XXI веке в новой, уже отчетливо просматривающейся среде (жизнедеятельности, ред.), человек (во всяком случае, многие из нас) становится своеобразным «инфокиборгом». (Л. Рейнгольд. «Компьютер и власть или власть компьютера». «Компьютерра» №29 от 1.09.2000 г.).
Так вместо материальных объектов, дающих средства к существованию, у него все более налаживается взаимодействие с компьютером и всемирной паутиной.
Потребности человека постепенно перемещаются из сферы реальности в виртуальность. Реальные предметы потребления заменяются придуманными. Эти копии могут неузнаваемо видоизменяться ввиду отсутствия материальных ограничений.
Многие потребности искусственны (придуманы и не имеют объективной почвы). Поэтому в одних вариантах развития могут быть, а в других — нет. Намечается радикальное упрощение средств тиражирования артефактов и увеличение возможностей «тиражирования на месте».  (3D принтер к примеру).
«Виртуальное пространство, в котором оказывается наше общество, представляет собой альтернативную, дополняющую объективную реальность среду, в которой осуществляются различные виды деятельности». (В.В. Егоров. «Управление деятельностью в интеллектуальной сфере: проблемы и пути их решения». Монография. М., 2007. с. 3.).
Эта среда способствует возникновению и развитию новой социо-культурной реальности, которая с течением времени оказывает все более значимое влияние на функционирование и развитие подавляющего большинства сфер жизнедеятельности современного общества. В этой интерактивной информационной среде стираются границы пространственных, идеологических, этнических и др. особенностей стран (В.В. Егоров. «Управление деятельностью в интеллектуальной сфере: проблемы и пути их решения». Монография. М., 2007. с. 3.).
Вышеназванное виртуальное пространство представляет собой далеко не идеальное новообразование, оптимально встроенное в первую реальность, из которой вырастает и чьими соками питается. Некоторые области этого пространства имеют или могут приобрести злокачественную природу. Попадая в эти области, человек может стремительно деградировать и даже гибнуть. Примеры: виртуальный секс, игромания, интернетзависимость, НЛП-зомбирование и т.п.
Приходит на память, пусть извинит меня читатель за такое отступление, следующий анекдот.
Ребенок спрашивает маму:
— Мамочка! А почему мой папа не делает мне козу и не шлепает по попке?
— А потому что нет у тебя больше папы! — сказала мама, страшно зарыдав, — Он купил себе модем и подключился к Интернету!
Т.е. виртуальная действительность при некотором весьма вероятном комплексе условий становится чрезмерно опасной для психики человека, превращается в водоворот, попав в который человек может погибнуть для общества, для семьи, для себя любимого, наконец. При этом выгода содержателей различных отсеков виртуального пространства, как правило, не страдает.
В связи с выше сказанным и многим, многим другим представляется необходимым максимально адекватно попытаться дать определение понятию инфокиборг, уточнить наиболее присущие ему свойства и характеристики, описать путь превращения человека в своеобразного инфокиборга. Наконец, необходимо объективно показать, что ждет людей на пути превращения их в инфокиборгов. Страшно это, или не очень? Выльется это в апокалипсис или так, в обычное развитие, которое, как известно, простым никогда не бывает.
Начать наше мини-исследование однако необходимо с понятий человека и личности, и только затем перейти к инфокиборгу.
Человек — высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Отличительная особенность человека состоит в способности производить орудия труда и использовать их для воздействия на окружающий мир. Сущность человека – совокупность всех общественных и природных отношений.
Личность – общественная сущность человека, синтез биологических и социальных, врожденных и приобретенных качеств.
Личность нередко понимается как конкретный индивид (лицо) или как целостный, зрелый человек, достигший высокого уровня развития.
Наконец, личность может быть представлена как научная абстракция, используемая для понимания и объяснения социальных свойств человека.
Личность – структурно-функциональная модель, с помощью которой можно составить представление о внутренней социальной жизни индивида с учетом его неотъемлемых признаков, а также объяснить и по возможности предсказать его поведение.
Структура личности – строение и соподчинение личностных свойств индивида.
В социально-психологическом плане единицами структуры личности, позволяющими прослеживать, анализировать все виды деятельности человека, объяснять смену его внутренних психологических состояний, являются ценности, нормы и установки.
Ценности, нормы и установки относятся, скорее всего, к приобретаемым по мере взросления и изменяемым единицам структуры личности.
Должна наличествовать в этой структуре и более постоянная, базисная составляющая, которую можно назвать психологическим каркасом личности. Психологический каркас складывается из темперамента, вектора вертности (экстраверт, интроверт), характера, интеллектуально-волевых особенностей личности и, представляется важным, генетического и приобретаемого в процессе жизни опыта.
Своеобразие ценностей, норм и установок в значительной степени зависит от своеобразия психологического каркаса личности, который дается человеку родителями, доводится до кондиции воспитанием и учебой, коррозирует или закаляется под воздействием внешней социо-культурной среды.
Таким образом, целостность, стабильность структуры личности (следовательно, и всей личности, ред.) определяются многими факторами, среди которых важное место занимают образ жизни человека, социальные ситуации. Поэтому изучение конкретного человека, становление его как личности есть всегда системное социо-историческое исследование, предполагающее целостное изучение жизненного пути человека и его деятельности.
Есть еще одна составляющая структуры личности человека, которую незаслуженно редко упоминают с действительно подобающим ее масштабу и статусу значением и пиететом. Эта составляющая этическая. В ней главным стержнем, по мнению автора, является совесть. Совесть нельзя свести ни к одной из вышеназванных единиц структуры личности, за исключением, пожалуй, одной – генетического опыта (опыта прошлых жизней, по мнению некоторых изотериков). Ни ценности, ни нормы, ни установки не формируют совесть. Наоборот, совесть или ее отсутствие дает импульс к их становлению и развитию или стагнации и деградации.
Совесть – это имманентно присущее или неприсущее личности системное (возможно, данное Богом и, возможно, родителями) качество, в зависимости от этого образующее два типа личности: личность как производное от целого и личность как обособленное частное.
Например, в Индии отсутствие совести у человека, многими врачами, да и простыми людьми, считается самым настоящим психическим заболеванием. В христианстве, исламе и ряде других религий – серьезнейшей ущербностью человека.
Человек, у которого отсутствует совесть, объявляет высшей ценностью самого себя, игнорируя постулат всех светлых религий и течений общественной мысли: «Возлюби ближнего как самого себя». Он берет от других неизмеримо больше, чем отдает. Он способен замыслить даже убийство или купить его. При этом его не останавливает даже то, что это является смертным грехом. Может этого бессовестного «робота» остановить только животный страх или голый рационализм и расчет. Универсальным средством, помогающим преуспевать бессовестному человеку, являются двойные стандарты.
Системный вред, который бессовестный человек приносит обществу предстоит еще капитально исследовать и осмыслить.
Оправдания типа: общество бессовестно ко мне, поэтому я бессовестен к обществу или к отдельным его представителям, мало чего стоят. Ведь они из той же самой оперы, что и у дембеля, который насилие над молодыми объясняет насилием над ним в пору его черпачества. Налицо тип личности, который можно с полным основанием назвать жертво-тиранской. Конечно, в комфортных отношениях такая личность редко проявляет себя с этой стороны. Только в существенных жизненных ситуациях, когда вплотную решается вопрос о собственности, деньгах, власти или о том быть или не быть, подобные проявления наиболее выпуклы и ничем не прикрыты.
Не будем привлекать для объяснения феномена совести ни Бога, ни Дьявола, памятуя о том, что в разных религиях, включая и атеизм, эти объяснения существенно разнятся или даже отсутствуют. Много и таких доморощенных идеологических построений, где совесть объявляется чистейшей химерой и вредоносной штукой (Ницше, Гитлер и др.). Есть и такие, где сама материя объявляется в своей основе бессовестной, абсолютно равнодушной к добру и злу, внемлющей только голой целесообразности. Оценка их не входит в задачи данной статьи. Но почему-то кажется, что авторы этих построений весьма себе на уме. Они горазды за счет целого вкусно есть и сладко пить, но вот ради интересов целого и пальцем не пошевелят. Наверное, по этим пародоксальным личностям действительно скучает ад. Но это все-таки только кажется. А как на самом деле, одному Богу известно.
Почему такой сильный упор на совесть? Объяснение следующее. Представляется, что совесть это основная разделяющая плоскость разумного мироздания, фиксирующая философско-этические различия между людьми, и, расширительно, Богом и Дьяволом, Добром и Злом, праведностью и грешностью, светом и тьмой и т.д.
Т.е., можно представить инфокиборга как человека уже освоившего виртуальное пространство, но еще не вполне освободившегося от пуповины хаоса и тьмы. Путь инфокиборга к инфочеловеку (человеку будущего) лежит через нелегкое обретение этического стержня. Конечно, в каждом живущем сегодня человеке содержится часть от инфокиборга и часть от инфочеловека. Вопрос только в том, сколько процентов одного и сколько процентов другого и каким путем постепенно и необратимо увеличивать процент второго, вытесняя, таким образом, процент первого.
Существующие на сегодня, да и последующие в ближайшем будущем состояния человека как раз отвечают характеристикам инфокиборга, а интеллектуальные роботы, которых люди пытаются сконструировать и внедрить во многих областях жизнедеятельности также имеют подобные характеристики. Инфо же человек есть некое предельное состояние человека – инфокиборга, развивающегося в этической плоскости.
Отдельным направлением ИНФОКИБЕРГОЛОГИИ – раздела философии человека в XXI веке (термин впервые предлагается автором данной статьи) может служить прогнозное исследование отношений людей и роботов, которые возникнут, точнее станут актуальными, когда роботы по своим интеллектуальным свойствам приблизятся вплотную к человеку.
В противоположность другим исследователям, мы рассмотрим феномен совести, прежде всего, с точки зрения традиционной теории исследования операций в социо-культурной среде.
Удобно с научной точки зрения оперировать не в большей степени умозрительным понятием совести, а его более измеримым аналогом – чувством ответственности человека за целое (семью, коллектив, корпорацию, город, область, государство, союз государств, мир и т.д.).
Представляется, что нормальный во всех отношениях человек обладает и нормальным и взвешенным во всех же отношениях чувством ответственности за целое, или неискаженной богоподобностью. Это вполне разумно, если вспомнить основополагающее положение Библии, что Бог создал человека по своему образцу и подобию.
Итак, основной задачей во всех разделах теории исследования операций является задача нахождения оптимального решения той или иной задачи выбора из нескольких альтернатив. Задачи эти могут быть как однокритериальными, так и многокритериальными.
Каноническая постановка такой задачи в самом упрощенном виде выглядит следующим образом.
Задана некоторая целевая функция от многих переменных и ограничения на их величины. Необходимо найти такой вариант значений переменных, при котором они, удовлетворяя ограничениям, оптимизируют целевую функцию с позиции того или иного критерия (группы критериев).
Рассмотрим конкретный пример.
Собственник желает определить оптимальный годовой бюджет своего предприятия по расходам и доходам.
В простейшем случае в целевую функцию входят следующие переменные:
1. расходы на сырье, материалы, комплектующие и т.п.;
2. расходы на зарплату рабочим, ИТР и администрации предприятия;
3. расходы на амортизацию;
4. расходы на обязательные выплаты в различные государственные фонды;
5. расходы на выплату налогов;
6. расходы на выплаты по долгам
7. расходы на штрафные выплаты;
8. расходы на развитие предприятия;
9. расходы на охрану труда;
10. расходы на безопасность;
11. расходы на социальный пакет;
12. расходы на премии;
13. расходы на рекламу и рекламные акции;
14. расходы на благотворительность;
15. прочие гласные расходы;
16. прочие негласные расходы (взятки, подарки, презенты и т.п.);
17. расходы на собственника, его близких родственников и друзей.
Конечно, в реальной жизни число переменных намного больше, но для нашего случая это не играет знаковой роли. Важен механизм принятия решений и места в нем этического стержня индивида, точнее, как мы уже говорили выше, степени чувства ответственности человека за целое.
Степени чувства ответственности человека за целое можно дифференцировать на три основных уровня по возрастанию:
— голый индивидуализм;
— умеренный (разумный) индивидуализм — умеренный (разумный) коллективизм;
— голый коллективизм.
В этой триаде присутствуют две крайности и середина.
Из классической философии, да и из просто житейской мудрости известно, что крайности в предельных своих состояниях совпадают (принцип кольца).
Действительно для голого индивидуализма чаще всего характерна максимальная степень частной собственности на что-либо, а для голого коллективизма, пусть и тщательно скрываемая, максимальная степень властных амбиций. И в том и в другом случае устремления индивидов направлены на собственность. Просто разнятся формы и способы обладания ей. Примеров в истории хоть отбавляй.
Вместилищем инфочеловеческой и инфокиборговской составляющих является личность человека.
Эти составляющие являются проекциями двух основополагающих мировых тенденций развития мыслящей материи: вещественной и духовной.
Для инфокиборга и для инфочеловека общим знаменателем является информация, без которой ни тот ни другой не могут оптимально управлять как собой, так и окружающим миром, включая подобных и не совсем подобных себе.
Коренное различие состоит только в типе парадигмы использования информации для управления, которые очень существенно коррелируют со степенями чувства ответственности человека за целое.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: в каждом человеке существует своеобразный сплав инфокиборга и инфочеловека. Характеристики этого сплава обословливают поведение и специфику управления человека собой и другими людьми. Инфокиборг постепенно в борениях с самим собой и другими субъектами вырастает в инфочеловека. Этот путь на всем своем протяжении усеян шипами и очень редко розами.
И еще один сопутствующий вывод можно сделать из главного вывода.         В познании сущности и содержания инфокиборгов и инфочеловеков содержится ключ к созданию интеллектуальных роботов и систем и к гармоничному, а не фатально-гибельному, их включению в человеческую цивилизацию.

Добавить комментарий